Термез

Термез – один из исторических городов Узбекистана, расположен на юге, в самой жаркой части страны.
Исторические сведения арабов и греков, а также археологические находки свидетельствуют о том, что Термез является одним из древних городов Узбекистана и Средней Азии. Удобное географическое и стратегическое месторасположение города на пересечении торговых дорог между западом и востоком, югом и севером дали основу его успешному развитию. Через Термез проходил Великий Шелковый Путь.
Термез играл значительную роль в развитии древней цивилизации Востока. Согласно археологическим раскопкам крепости древнего Термеза и анализам манускриптов город начал свое существование в середине первого тысячелетия. Термез развивал культурные и торговые связи с такими государствами как Согдиана, Хорезм, Маргиана и Парфия. Археологические находки свидетельствуют о том, то Термез активно принимал участие в развитии культурных и торговых отношений.
В IV-III веках до нашей эры древняя крепость Термеза была заселенной территорией. В свое время Хофзи Абруй писал о том, что название города произошло от бактрийского слова «Тарамаста», что означает «поселение на другом берегу». В разные века город получал различные названия, такие как Антония, Деметриас, Тармид, Тармиз, Тами, Тамо и прочие. С X века город стал именоваться Термезом.
В III-II вв. до н.э. Термез стал одним из самых развитых, культурных, политических и коммерческих регионов Бактрии. Все археологические находки говорят о том, что на данной территории товарные отношения и деньги появились раньше, чем где-либо в Маверонахре.
Термез успешно процветал, во времена правления Кушан. В тот период Термез расширился и стал крупным городом Северной Бактрии. В то же время он являлся центром Буддизма Кушанского государства.
В X-XIIвв. Термез процветал, являясь центром торговли и ремесла Тохаристана. Его территория занимала более 500 гектар. в тот период в городе строили грандиозные здания.
Поочередно Термез входил в следующие государства: Газневидов, Караханидов, Каракитайцев, Сельджукидов и государство Хорезм. Город был разрушен в 1220 году монголами. Согласно записям в «Зафарнаме» Шарафуддина Али Язди, жители города оказывали сильное сопротивление монголам, ввиду этого город прозвали «Мадинат Ур-Рижол» (что означает «город храбрых»). В XIV веке, Термез был восстановлен в прибрежной части Сурхандарьи. В 1370 году Тимур захватил город, со всем оазисом Сурхандарьи. В 1407 году, по приказу Тимурида Халил Султона, крепость Термеза была выстроена на берегу реки. В 1504-1505гг. Шейбанихан завоевал город. После многочисленных вторжений город был окончательно разрушен во второй половине XVII века.
В 1894 году русские выстроили крепость в селении Патакесар, именуемое местными жителями Тупраккурган, которое находилось в 8км от древнего Термеза. Современный Термез был возведен вокруг Тупракургана. Строительство железной дороги Бухара-Карши-Термез повлияло на экономический рост Термеза. Главная дорога, соединяющая Узбекистан с соседними странами, такими как Афганистан, Пакистан и Индия, лежит через Термез и это играет главенствующую роль в политической и экономической жизни города.
Многие исторические исламские и буддийские монументы и памятники сохранись до наших дней, некоторые из них приведены ниже:

  • Крепость Греко-Бактрийского периода Кампир-Тепа (IV-II до н.э.);
  • Древнее поселение старого Термеза (18 км к северу от Термеза);
  • Монастырь Кара-Тепе (II-IV вв.);
  • Монастырь Фаяз – Тепе (I-III вв.);
  • Башня Зурмала (I-II вв.);
  • Мечеть Чор Шутун и Минарет (IX-XI вв.);
  • Загородный Дворец Кырк-кыз (IX-XIV вв.);
  • Дворец правителей Термеза (XI-XII вв.);
  • Архитектурный Комплекс Хакими Термези (X-XV вв.);
  • Архитектурный Ансамбль Султан-Саодат (X-XVIII вв.);
  • Мавзолей Кокидора Ханака (XVI в.).

Termez

Termez is one of the historical cities of Uzbekistan which is situated in the south part of the country. It is considered the hottest region in the country.

Historical Arabic and Greek data as well as archeological findings evidences that Termez is one of the ancient cities in Uzbekistan, Central Asia. Its geographic and strategic right place on the trade cross roads between the east and west, the south and north established a base to develop. Additionally, one of the important branches of the Great Silk Road passed through it.

Termez played a significant role in the growth of the ancient civilization of the East. According to the archeological excavation in the fortress part of the ancient Termez and the analysis of manuscripts the city came to existence in the middle of the first millennium. It was in cultural and commercial relationship with the states such as Sogdiana, Kharezm, Margiana and Parphia. In concordance with the findings, Termez took part in cultural and trade relations very actively.

In the IV-III centuries before the Common Era instead of the ancient fortress of Termez there was an inhabited area. As Hofizi Abruy wrote, the city name had been derived from Bactrian “Taramastha” which meant “a settlement on another bank” and for centuries it had been called with various names such as Antiohia, Demetrias, Tarmid, Tarmiz, Tami, Tamo and etc. From the X century it was called Termez.

In the III-II BCE Termez was changed into one of the most developed, cultural, political, and commercial regions of Bactria. All material evidence and findings show that the relation of commodity and money in this area has developed earlier than the other ones of Mavoraunnahr.

Termez thrived greatly during the reign of Kushans. In this period it was broadened in territory and turned into a large city of Northern Bactria. At the same time it was a centre of Buddhism of Kushans’ state.

In the X-XII centuries Termez flourished and was a handicraft and trade center of Tokharistan. At that time its area was more than 500 hectares. A lot of grandiose buildings were constructed in the city.

Alternately Termez was a part of states such as Ghaznavids, Karakhanids, Karakhitais, Seldjukids and Kharezm. It was destroyed by the Mongols in 1220. As per the intimation in “Zafarnama” of Sharafuddin Ali Yazdi the city people had strongly confronted the Mongols and thus it was called “Madinat Ur-Rijol” (means “the city of the braves”). In the XIV century, Termez was reestablished near the riparian part of Surkhandarya. In 1370 Temur annexed the city as well as the Surkhandarya oasis. In 1407 Termez fortress was rebuilt at the bank of the river by the order of Temurid Halil Sulton. In 1504-1505 Shaybaniykhan conquered it. At last after many invasions the city was totally demolished in the second half of the XVIII century.

In 1894 the Russians built a fortress in Pattakesar village named Tuprakkurgan by local people which is about 8 km from the ruins of ancient Termez. The present day Termez has been rebuilt around the Tuprakkurgan. The construction of the railway of Bukhara-Karshi-Termez effected the economic growth of Termez. The main road which unites Uzbekistan with the neighboring countries such as Afghanistan, Pakistan and India passes through Termez and this plays a significant role in political and economical life of the city.

At present a lot of historical, Islamic and Buddhist monuments and memorials have been preserved. Here below some of them are listed:

  • Kampir-Tepa fortress of Greek Bactrian period (IV-II BC.);
  • Ancient settlement of old Termez (18 km to the north of Termez);
  • Kara-Tepe Monastery (II-IV cc.);
  • Fayaz-Tepe Monastery (I-III cc.);
  • Zurmala Tower (I-II cc.);
  • Chor Sutun Mosque and Minaret (IX-XI cc.);
  • Kyrk-Kyz (out-of-town Palace Country Estate – IX-XIV cc.);
  • Palace of Termez rulers (XI-XII cc.);
  • Architectural Complex of Khakimi Termezi (X-XV cc.);
  • Architectural Ensemble Sultan-Saodat (X-XVIII cc.);
  • Kokidora Mausoleum-Khanaka (XVI c.).